Валерий Рудаков: "Пока с "Донбасс Арены" никто не унес ноги"

Валерий Рудаков: "Пока с "Донбасс Арены" никто не унес ноги"


Бывший полузащитник «Шахтера», экс-главный тренер команды, а ныне наставник «горняцкой» Академии Валерий Рудаков в течение часа отвечал на вопросы болельщиков.

— Тяжело ли попасть в Академию ФК «Шахтер»? Насколько там велики нагрузки?

— В Академию принимаются по-футбольному одаренные ребята. Чтобы попасть туда, понятное дело, у ребенка должны быть определенные качества: скорость, быстрота мышления, трудолюбие, сообразительность. Тренерам нужно все это в кандидате рассмотреть, и в процессе работы эти данные шлифовать, и доводить до их максимального уровня. Что же касается нагрузок, то чем старше возрастная группа, тем и нагрузки больше. Все это делается для того, чтобы, допустим, с переходом в молодежный состав или в основной те нагрузки не показались запредельными.

— Тяжело распознать талантливого футболиста среди всех остальных?

— Для этого же тоже нужно иметь определенные склонности. Работа детского тренера — специфическая. По-настоящему одаренных немного. Вот раньше делалось несколько иначе, чем сейчас, тот парень, который действительно «болен» футболом, горы свернет, а остальные со временем отсеивались в процессе работы.

— В свое время на вас тренеры тоже обратили внимание…

— Тяжело я проходил тот отбор. Но твердо для себя решил, что мне нужно и чего я хочу. Я практически не пропускал тренировок, хотя чтобы добраться до стадиона «Шахтер» мне нужно было потратить два часа. Наверное, вот это мое желание и стремление сделало свое дело.

— Вы же сам дончанин?

— Да, но жил далековато от центра, в поселке Объединенный. Так что путь на тренировки был не близкий, ведь тогда транспорт не так был развит как сейчас. Тренеры у нас были отличные — Захаров, Пономаренко, Сапронов. Эти люди возились с ребятами, умели отыскать подход к каждому, знали, когда крикнуть, а когда похвалить. Знаете, и сейчас в Академии детям уделяется времени не меньше. Ведь именно в раннем возрасте пытаются привить необходимые качества, те, о которых я выше говорил. Бывает и такое, что ребята по прошествии нескольких лет, проведенных в Академии, вдруг меняют свое желание и перестают заниматься футболом. Не часто, но такое случается. Поэтому тренер должен не только учить обращаться с мячом и вести себя на поле.

— Вам пришлось поработать и с первой командой, и с юношами. Скажите, с кем работать труднее?

— Думаю, с юношами работать сложнее. Они еще молоды, и особенности возраста все-таки сказываются. Хотя раньше молодежь была более восприимчива, сейчас нужно с ними больше беседовать, проводить много индивидуальных встреч, общаться с родителями. Сегодня у ребят другие ценности, которых раньше не было. Но ничего не поделаешь, время идет и все нужно воспринимать именно таким. Порой приходится отвечать на вопросы родителей такого плана: «Почему мой сын раньше играл лучше остальных, а теперь этого нет?» Тогда втолковываю, что за то время пока парень был лучшим, остальные его партнеры по команде набрали форму, подтянулись, а он остался на прежнем уровне. Ведь ребенок должен понимать, что само по себе ничто не приходит, нужно работать, всего добиваться трудом. И родители по-своему правы, их можно понять, но в то же время…

— Что можете сказать о дальнейших перспективах вашей команды, о Кирилле Прудникове?

— Команда U-17 — это выпускной возраст Академии. Перспектива у ребят хорошая. Три игрока этой команды тренируются с молодежным составом, один парень играет в «Шахтере-3». Кроме этого есть еще один нападающий в нашей команде, который, скорее всего, вскоре будет задействован в «Шахтере-3». Наша задача — как можно больше футболистов подготовить в молодежный состав. Сейчас соперники нашей команды не всегда могут сравниться по уровню подготовки с нами. За чемпионство в состоянии бороться три-четыре клуба. Воспитанники Академии в какой-то степени с ними расслабляются. По результатам первого круга чемпионата мы занимаем высшую строчку: в восьми играх мы набрали 24 очка. Но главная наша цель — пополнять старшие команды достойными футболистами. Пока этот процесс у нас идет. А что касается Кирилла Прудникова, то у него есть задатки, ему нужно совершенствоваться и расти. Может быть, парню необходимо найти свою команду, своего тренера.

— Как выглядят те игроки вашей команды, которые «работают» с молодежным составом?

— Разумеется, они пока не играют полноценно в команде, но тренируются как все, набираются опыта. Я бы хотел пожелать ребятам удачи. Уверен, их время придет.

— Если немного пофантазировать, скажите, хотели бы вы молодым футболистом оказаться в тех условиях, в которых сейчас тренируются ваши воспитанники?

— Сейчас для ребят созданы такие условия, о которых мы не могли и мечтать. У нас не было такой экипировки, мячей и всего-всего, что есть сейчас. Был несколько другой настрой на работу. Знаете, в какой-то степени такая вседоступность балует футболистов, отвлекает от дела. Но это речь не обо всех. Порой приезжают к нам мальчишки из других регионов, из городов, где тренировочный процесс был на более простом уровне, у них буквально загораются глаза. В «Шахтер» нужно приходить с готовностью отдавать всего себя. Ведь здесь все намного серьезней, чем может показаться со стороны: многолетние традиции, требования… А приходить просто поучиться в Академии? Для меня это не понятно. Одного таланта недостаточно.

— Кто из вашей команды U-17 в ближайшие два-три года сможет пополнить молодежный состав «Шахтера»?

— Сложно сказать, что будет через два-три года. Лучше меня на этот вопрос ответил бы Валерий Яремченко. Ведь он непосредственно будет заниматься отбором и работой с ребятами. Я уверен, что в квалификации этого специалиста никто не усомниться. Валерия Ивановича я уважаю как тренера, как человека, который помогал мне, когда я был молодым игроком. Так что одаренного, способного футболиста он не пропустит. Его видение футбола очень современное, оно целиком отвечает задачам основного состава «Шахтера».

— Вы помните свой первый матч за основной состав «Шахтера»?

— Помню, конечно. 1974 год в Ленинграде с «Зенитом». На поле я провел 28 минут, потянул мышцу, и меня заменили. В перерыве заменили Виталика Старухина. Помню, как он в душе говорил, чтобы я не отчаивался и продолжал работать. Я тогда сильно расстроился. Мышца побаливала довольно долго, поэтому мне пришлось отвоевывать место в составе с самого начала.

— Интересно услышать вашу оценку на оба матча сборной Украины против греков?

— Как по мне, так результаты жеребьевки самые подходящие для нашей сборной. Греция — сейчас не та, что была несколько лет назад. Понятно, все команды на этом этапе будут выкладываться максимально, поэтому легко не будет. Думаю, все будет зависеть от матча в Афинах. Там наши футболисты должны, в крайнем случае, сыграть вничью. А дома, при поддержке «Донбасс Арены», мы греков «вынесем». Пока отсюда никто не смог унести ноги.

— В своей карьере вы забили девять голов. Могли бы выделить самый ценный для вас?

— Первый гол я забил «Черноморцу»: мы подавали угловой, а я набегал на мяч, и так получилось, что, едва коснувшись его головой, переправил прямиком в дальний от вратаря угол. Хотя ту игру мы проиграли 1:2. Кажется «Черноморцу» я больше всего и забивал, причем всегда на нашем поле. Потом я забивал «Спартаку» на Лужниках, московское «Динамо» от меня пострадало уже в Донецке. Трудно выделить какой-то один гол, каждый из них мне по-своему дорог. Позиция, на которой я играл, не слишком-то предусматривала забивание голов. Я играл опорного полузащитника, и больше ориентирован был на оборонительные действия. Хотя приходилось и к атакам подключаться.

— Могли бы вы назвать кого-то из современных футболистов, который напоминал бы вам самого себя?

— Честно говоря, я об этом никогда не задумывался. Сейчас опорники не выполняют того объема работы, что делали мы. Может быть, Толик Тимощук действует так, как мы в свое время.

— По вашему мнению, какие перспективы у Виценца и Ракицкого с точки зрения карьеры в «Шахтере»? Знаете ли вы еще ребят, способных в ближайшем будущем пополнить основную команду?

— Ракицкий и Виценец — очень перспективные футболисты, которые прошли нашу Академию, проявили завидное трудолюбие, чтобы попасть в первую команду, и впитали все лучшее. Конечно, я рад, что в этом году проявились плоды работы Академии. Ракицкий уже полноценный игрок основного состава «горняков», да и национальной сборной тоже. Виталий Виценец себя тоже проявит. Ему для этого надо немножко больше времени, но, думаю, в перспективе он станет игроком основного состава. Как я уже говорил, Валерий Яремченко все-таки ближе к основной команде. Уверен, что свои воспитанники еще появятся. Давайте подождем, в этом процессе спешить не надо. Самое главное, что у нас есть хорошая взаимосвязь молодежного состава с первой командой. Мирча Луческу берет молодежь на сборы, привлекает игроков к тренировочному процессу и контрольным играм. Ну а дальше все уже зависит от футболистов.

— Можно ли поступить в Академию «Шахтера» в тринадцатилетнем возрасте?

— Можно, но надо понимать, что наши игроки до тринадцати лет уже проходят немалый процесс обучения. Поэтому для того чтобы попасть в Академию в таком возрасте, футболист уже должен обладать высоким уровнем мастерства — выше, чем у наших воспитанников. Не получится просто до тринадцати лет гонять мяч на улице, а потом записаться в Академию.

— Какой трофей «Шахтеру» давался тяжелее — Кубок СССР 1980 года или 1983?

— 1980-го, потому что «Динамо» (Тбилиси), с которыми мы встретились в финале, тогда выглядело классной командой, многие футболисты выступали за сборную. Уже в следующем году тбилисцы выиграли Кубок кубков. Команда была у них надежная, играющая… Они считались фаворитами и, наверное, заранее думали, что без особых проблем обыграют «Шахтер», за что и поплатились. Немножко не рассчитали.

— Наверняка, нелегко «Шахтеру» покорился и Кубок сезона 1984 года?

— «Днепр» тогда считался фаворитом. В Донецке они нам уступили со счетом 2:1 и думали, что без проблем решат задачу в ответной игре. И в принципе, ответная встреча им давалась, но в футболе все решают 90 минут. Точный удар Соколовского, и все — 1:1. Хотя если сравнивать наш тогдашний состав и состав «Днепра» — то это все равно, что сравнивать клубную команду со сборной Мира.

— После победы в Кубке УЕФА изменились ли в Академии требования к игрокам в плане качества игры, тактики и т. д.?

— Требования к игрокам ниже не стали, потому что если понизить эту планку и сбавить обороты, то трудно вообще будет говорить о каких-то достижениях. Естественно, первая команда будет стремиться продолжать добиваться успехов в Европе. Да, в этом сезоне мы не попали в Лигу чемпионов. Но я уверен, что в следующем году мы обязательно станем участниками самого престижного клубного турнира. Я смотрю матчи Лиги чемпионов и ловлю себя на мысли, что там просто не хватает «Шахтера». Мы бы там точно задержались! Естественно, молодежь смотрит все игры старших товарищей. Ребята понимают, что если к первой команде ставятся высокие требования, то такие же требования будут и к ним. Не может быть такого, чтобы молодой футболист, придя в первую команду, адаптировался к новым условиям в течение нескольких лет. Он должен заранее знать тактическую расстановку, свои задачи в той или иной игровой ситуации. Самое сложное — пробиться в основной состав. Для этого необходимо трудолюбие, стремление и просто самозабвенная любовь к «Шахтеру». А там уже за спиной молодого игрока всегда есть опытнейшие футболисты, которые в случае ошибки могут подстраховать.

— На тренировках вы разбираете со своими воспитанниками эпизоды игры первой команды?

— Обязательно! На теоретических занятиях приводим примеры не только игр первой команды, но и сборной. Потому что практически в каждой игре есть моменты, на которые молодым игрокам стоит обратить внимание.

— По зубам ли «Шахтеру» выиграть в этом сезоне Лигу Европы?

— Думаю, до финала мы дойдем.

— Вы ожидали, что групповой этап Лиги Европы так легко дастся «Шахтеру»?

— Откровенно, конечно, я рассчитывал на выход «горняков» из группы. Но все-таки думал, что уровень наших соперников будет выше. «Брюгге» раньше выглядел получше, «Партизан» меня вообще разочаровал. Ожидал большего и от «Тулузы».

— Что можете сказать о перспективах Караваева?

— Саша Караваев — воспитанник 1992 года рождения, которого тренировали Александр Фундерат и Олег Пестряков. Сейчас он выступает за «Шахтер-3». Это очень быстрый правый полузащитник. У него есть хорошие качества, которые надо использовать. Силен индивидуальной игрой, может сам решить исход матча. Я считаю его перспективным, но ему надо совершенствоваться, работать над своими качествами и не останавливаться на достигнутом. Он должен поставить себе задачу пробиться в молодежный состав и работать с удвоенной силой.

— Футболисты в таком возрасте понимают, что добиться всего сразу нереально, что надо провести огромную работу, чтобы поэтапно достичь попадания в основной состав?

— Думаю, что не все. Не все выкладываются на все сто в играх и на тренировках. Не у всех виден этот огонь в глазах, неуемное желание и азарт. Может быть, это происходит в силу возраста.

— В связи с эпидемией гриппа сейчас «Шахтер» U-17 вынужденно отдыхает. Все ли футболисты здоровы?

— Эпидемия нашу команду захватила выборочно, коллективного заболевания не было. Но по очереди человек восемь у нас все-таки переболело.

— Подскажите, пожалуйста, с какого возраста можно стимулировать интерес ребенка к футболу?

— Мне кажется, что любовь к футболу должна быть у человека в душе. А стимулы появятся с попаданием в первую команду.

— Что происходит с теми, кто не выдерживает конкуренции в Академии?

— Раз в полгода мы с такими футболистами расстаемся, и на их место берем других. Есть служба селекции, которой мы ставим конкретные задачи по усилению той или иной позиции. Естественно, мы берем игрока, который выглядит намного сильнее наших воспитанников.

— Какое место занимает «Шахтер» в вашей жизни?

— Еще в детстве я попал в детскую школу «горняков». С тех пор для меня другой команды не было. Я хотел играть только в «Шахтере» и потихоньку, кровью, потом и трудом добился цели, и очень горжусь этим. Я не вижу другой работы кроме как в футбольном клубе.

— Кем бы вы стали, если бы не выбрали профессию футболиста?

— Иногда я задумываюсь над этим вопросом и прихожу к выводу, что футбол для меня и есть жизнь. Практически все, что у меня есть в жизни — благодаря футболу. И семья у меня обожает футбол!

Оцените этот материал:
Комментарии
Войдите, чтобы оставлять комментарии. Войти
Конфуцій (Львів)
Те, що є Донбас-Арена - справді чудово і мої щирі вітання донеччанам і всім нам з цього приводу. Але постійно про це говорити (безконечні оди під час телетрансляцій по ТРК і т.д) і пересипати метафорами - потроху набиває оскомину. ІМХО, без образ.
Ответить
0
0
Вернуться к новостям
Комментарии 2
Конфуцій (Львів)
Те, що є Донбас-Арена - справді чудово і мої щирі вітання донеччанам і всім нам з цього приводу. Але постійно про це говорити (безконечні оди під час телетрансляцій по ТРК і т.д) і пересипати метафорами - потроху набиває оскомину. ІМХО, без образ.
Ответить
0
0
Viterzgir (Львов )
пролетят греки, как и остальные команды, над Донбасс Ареной!
Ответить
0
0

Новости Футбола

Лучшие букмекеры

Букмекер
Бонус